НовостиСтатьи

Peel - дешевле, чем пешком

Самые маленькие и, наверное, самые курьезные из когда-либо выпущенных… В общем, автомобили марки Peel снова возвращаются.

«Весь покрытый зеленью, абсолютно весь». Остров Мэн расположился в Ирландском море аккурат между Англией, Шотландией и Ирландией. Здесь первыми в Европе перешли к парламентскому правлению и последними в 1993 году отменили порку. А еще остров Мэн — так и не вступил в Евросоюз. Живет этот клочок земли за счет оффшоров и туризма. И в наши дни, как и полвека, как и сто лет назад, размеренную жизнь островитян нарушали, разве что, мотогонки Tourist Trophy (TT). Кстати, мэнская 60-километровая трасса TT пользуется дурной славой.

Компания Peel Engineering занималась тем, чем можно заняться на этом клочке суши протяженностью всего полсотни километров. А именно выпускала стеклопластиковые лодки и обтекатели для спортивных мотоциклов (которые придавали мотоциклу индивидуальность и шарм, способный давать лишь выхлоп и глушитель для мотоцикла). Зачем она увлеклась автомобилями — сложно понять и объяснить логически. Нельзя сказать, что на острове Мэн в них был недостаток. Однако уже в 1955 году она представила первый прототип Manxcar. У него был мотоциклетный моторчик и три колеса — два управляемых впереди и одно ведущее сзади. Если учесть, что на гербе острова Мэн изображены три ноги, можно подумать, что разработчики машины явно были патриотами своей родины. Но просто машина попадала в «льготную» в Великобритании категорию трициклов.

Автомобильная история компании Peel еще только начиналась. И ведущую роль в ней сыграл главный инженер Сирил Кеннэл. Благодаря его энергии в 1961 году был начат проект микроавтомобиля, способного вместить «одного человека и одну сумку» и стоившего как мопед. Уже через год на Лондонском автосалоне он демонстрировал чудеса ловкости, залезая в свое детище через единственную дверь. Впрочем, бывшему пилоту бомбардировщика было где привыкать к тесноте. У P50 была одна фара, один дворник и единственное водительское кресло на трубчатом каркасе.

Стеклопластиковый кузов высотой чуть более метра и шириной всего 99 см вмещал только одного. Машина опиралась на три колесика от карта. У прототипа единственное колесо было впереди, а два сзади. Но у серийной машины сделали все наоборот. Заднее колесо через цепную передачу вращал 50-кубовый двухтактный моторчик DKW мощностью всего 4,2 л. с. Передачи трехступенчатой механической коробки переключались с помощью рычага на рулевой колонке. Задней попросту не было. Вместо нее в корме автомобиля была привинчена чемоданная ручка, с помощью которой автомобиль весом всего 61 кг можно было развернуть или втащить на тротуар. На рекламных плакатах это с легкостью проделывали длинноногие красавицы.

Peel P50 стоил всего двести фунтов стерлингов и расходовал чуть менее трех литров бензина на «сотню». «Дешевле, чем пешком», — уговаривала реклама. Но пешком было даже комфортнее и не так страшно. По идее, P50 мог разогнаться до 60 км/ч. Но даже на небольших скоростях самоходный саквояж с высоким центром тяжести немилосердно раскачивало. В поворотах он угрожающе кренился, испытывая вестибулярный аппарат водителя, которому и так приходилось несладко в прокрустовой кабинке. Вдобавок под сиденьем оглушительно трещал и вибрировал мотоциклетный мотор.

Выпуск миниавтомобиля в те годы не был для послевоенной Европы чем-то из ряда вон выходящим. Бензин был дорог, а доходы населения оптимизма не внушали. Но P50 все равно выделялся среди самоходных уродцев того времени. Над владельцем трехколески насмехались даже пешеходы и норовили перевернуть припаркованный P50. Понятно, что выпуск автомобиля не принес компании Peel ничего, кроме разочарования и сомнительной славы. Производство P50 началось осенью 1963 года и продолжалось весь следующий год. Но выпустили меньше полусотни машинок. Тем не менее один P50 добрался до Финляндии, а другой — попал в Канаду.

Однако неудача не обескуражила Сирила Кеннэла. Через год остров Мэн подвергся нашествию инопланетян. Поблескивая прозрачными колпаками, они вереницей выезжали из ворот компании Peel Engineering Co. и пересекали реку Нэб по мосту. Потом их грузили на автовоз и везли в порт. А оттуда новые детища Сирила Кеннела попадали на материк. Под прозрачным колпаком Peel Trident, толкаясь локтями, могли разместиться двое. Для посадки передняя часть вместе с колпаком откидывалась вперед. В боках корпуса были прорезаны вентиляционные окошки. Более тяжелая (90 кг) машина оснащалась тем же мотором DKW. Позже машины Trident комплектовали более мощным 99-кубовым моторчиком Triumph Tina. Несмотря на то что за двухместный Peel просили столько же, сколько и за одноместный ранее, продажи шли немногим лучше.

И за два года, с 1964-го по 1966-й, было выпущено всего 82 машины. Компания Peel пыталась выпускать и нормальные автомобили. Еще в 1953 году она представила стеклопластиковый кузов для родстера на узлах Ford. А позже, в 1967 году, разработала купе Peel Viking Sport с пластиковым несущим кузовом на агрегатах Mini. В 1969 году компания прекратила производство, а спустя пять лет была ликвидирована.

Однако в начале двухтысячных интерес к курьезным P50 и Trident начал расти. В первую очередь благодаря телевидению. Помните Джереми Кларксона, который катался по офису BBC на P50? К тому времени сохранилось меньше половины трехколесок. Впрочем, реплику Peel P50 и Trident можно было заказать у фирмы Andy’S Modern Microcars за 13 000 фунтов стерлингов (622 тыс. руб.). Покупателям предлагалась даже реплика Peel Viking Sport.

В 2010 году двое британских бизнесменов и владелец Peel P50 решили решили возобновить мелкосерийный выпуск трехколесок и вновь зарегистрировали Peel Engineering Company. Объем производства мизерный — серия из полусотни машин, причем на большую часть уже поступила предоплата. Новые P50 и Trident практически не отличаются от оригинальных, стоят от 6995 фунтов (335 тыс. руб.). Столько просят за машинку с 50-кубовым четырехтактным мотором (3,35 л. с.) и вариатором с задней передачей. Она способна разогнаться до 72 км/ч. Но есть еще электрическая версия с четырехкиловаттным мотором и запасом хода на 80 км. Кстати, еще Сирил Кеннэл работал над четырехколесной электроверсией Тридента. Электрический Peel быстрее и способен развить 80 км/ч. Безопасности ради скорость заводских машин ограничена на 45 км/ч. Предлагается также версия FUN. Это электрический Peel, не предназначенный для дорог общего пользования. Его скорость ограничена на отметке 20 км/ч. Правда, ездить медленно и печально можно без водительского удостоверения.


 
Вернуться к списку новостей
Комментарии (1)
Александр [ 16.03.2012, 09:49 ]
Прикольно!!! Классная статья! Улыбнуло.
100% нравиться
голосовало 1 человек
Понравился комментарий?

Ваше имя 
Ваш e-mail
Вставка картинки
Адрес картинки
 
Вставка смайликов

Введите код изображенный на картинке: